Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»

 

«Рассмотрено»

на заседании

методического объединения

 

протокол № _______

 

от  «____»_________2013г.

 

«Рассмотрено»

на заседании

научно-методического совета

протокол № _______

 

от  «__»________2013г.

 

«Согласовано»

заместитель директора

 

____________________

( роспись курирующего заместителя директора)

 

«___» __________2013г.

 

 

Утверждено приказом

директора  Лицея

 

 

от «___»_________2013г.

 

 

№________-О

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

 

«ЧЕРЧЕНИЕ»

(наименование учебного предмета)

 

 

Базовый уровень,  среднее (полное) общее, IX  класс

 

(уровень, ступень образования)

 

 

33   часа

(количество часов, отводимых на  реализацию программы)

 

Гардер  Илона  Анатольевна, учитель черчения

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

 

Югорск, 2013 г.

 

Паспорт программы

рубрики

 

 

Название программы

 Программы общеобразовательных учреждений «Черчение» Допущено Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Москва « Просвещение» 2003 Авторы: д-р наук А.Д.Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И.С. Вышнепольский, д-р педагогических наук, проф. В.А. Гервер,М.М.Селивёрстов.

 

Автор программы

Ботвинников А.Д.

Название учебника, год издания

«Черчение» А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский. Москва «Астрель» АСТ

2006-9год.

Методический комплект

 

Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению 7-8 классы, Москва, 2006 г

Гервер В.А. Творческие задачи по черчению, Москва 1991

Преображенская Н.Г. Сечения и разрезы, на уроках в школе. Москва, 1986

Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С. Черчение в средней школе. Москва, 1989

Титов С.В. Занимательное черчение на уроках. Волгоград, 2006г

 

« Методика преподавания черчения в школе» Москва

 « Просвещение»1977г Авторы С.И. Дембинский, В.И.Кузьменко. «Почему так чертят?» Москва «Просвещение» 1988год. Автор;В.О.Гордон.

Дидактические материалы:

«Карточки задания по черчению» Москва

« Просвещение»1990год. Автор; Е.А.Василенко, « Рабочая тетрадь»( комплект из 8 тетрадей) Москва  Изд. центр « Вентана-Граф»2004год. Автор;Н.Г.Преображенская.

 

Количество часов

33 часа, из них 3 часа  на внеурочную деятельность, а именно: 1 час – проект, 1 час – исследование,  1 час – контрольная работа по черчению  итоговая работа  в конце года.

 

 

Формы занятий

Парная, групповая,  индивидуальная

 

методы

1.Словесные

2. Наглядные(репродуктивные и продуктивные)

3. практические(проблемные, исследование, поисковые)

педтехнологии

Проблемное обучение, Развивающая ,Личносто – ориентированная , игровая.

 

Пояснительная  записка

 

. В конструировании и современном производстве чертеж используется как средство фиксации отдельных этапов процесса конструирования, является лаконичным документом, четко и однозначно передающим всю информацию об объекте, необходимую для его изготовления, и одновременно уникальным средством и прямым источником производства во всех отраслях промышленности. Подготовка подрастающего поколения к освоению «языка техники», чтению и выполнению разнообразных чертежей – задача общегосударственного масштаба.

Диалог с компьютером конструктор может вести лишь тогда, когда он понимает его графический язык, свободно владеет им и обладает развитыми пространственными образами и их графическими изображениями.

В настоящую программу, максимально соответствующую базисному плану и лицейскому компоненту, включены основополагающие темы и разделы курса черчения, обеспечивающие минимальный, но достаточный уровень графической подготовки  для использования ее при продолжении обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.

Программа в 9 классах рассчитана на один год обучения.

К настоящему времени в России утвержден «Стандарт основного общего образования», в том числе и по технологии, где имеется соответствующий раздел «Черчение и графика». В нашем учебном заведении Лицее введен этот предмет за счет лицейского компонента, и  учебный предмет «Черчение» в 9 классах и его программа  подкорректирована на 34 часа.  Некоторые темы ужаты во времени, а другие , наоборот, получили больше времени. Новая программа предполагает издание нового учебника. Однако на первых порах можно воспользоваться издающимся сейчас учебником А. Д. Ботвинникова и др.

Цели:

Научить школьников читать и выполнять чертежи.

Задачи:

-обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах

- развить пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся

- обучить основным правилам и приемам построения графических изображений

- сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности

- содействовать привитию школьникам графической культуры

- научить пользоваться учебниками и справочными пособиями

- сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству.

 

Знание теории достигается посредством регулярного и систематически проводимого контроля теоретических знаний, практических умений и навыков. Используя разнообразные формы ( устный и письменные опросы, карты контроля, комбинированный опрос), предлагая школьникам вопросы на анализ, сравнение, обобщение, классификацию, активизирующие их мышление.

Оценка успеваемости завершает изучение каждой темы и проводится на основе регулярных теоретических опросов, систематического выполнения школьниками классных и домашних заданий в тетрадях, контрольных работ, выполняемых на листах чертежной бумаги формата А4. Оценка чертежей по предмету имеет двойную оценку, «5/5»- это говорит о правильности и аккуратности и эстетическом виде чертежа, эта принятая система оценивания чертежей так же применяется и в школьной практике.

Учебная литература

Учебник:

Ботвинников А.Д, Виноградов В.Н, Вышнепольский И.С. Черчение. Москва, 2010  г

Программа:

 Программа   Виноградова А.Д. «Черчение в 7- 8 классах». ,Москва,  2006 г

Тематическое планирование

Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению 7-8 классы, Москва, 2006 г

Учебные пособия:

Гервер В.А. Творческие задачи по черчению, Москва 1991

Преображенская Н.Г. Сечения и разрезы, на уроках в школе. Москва, 1986

Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С. Черчение в средней школе. Москва, 1989

Титов С.В. Занимательное черчение на уроках. Волгоград, 2006г

Карточки- задания, тесты, таблицы, макеты,, модели, рабочие тетради.

Применяются и используются следующие педагогические технологии:

- Игровая технология

- Проблемное обучение

-личностно- ориентированное развивающее обучение

Формы и методы проведения занятий:

Формы урока могут быть фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися; методы:  репродуктивные и частично- поисковые

Компетенции, которые приобретают учащиеся на уроках черчения:

  1. Социально- трудовая компетентность

-умение ориентироваться на рынке труда, профессиональное самоопределение

2. Учебно- познавательная компетентность

- приобретение новых знаний  в проектной и технической культуре, с применением своей особой терминологии

- умение составлять схемы, чертежи, графики, эскизы.

- умение работать с разноуровневыми заданиями

3. Личностного самосовершенствования

- повышение интеллектуального уровня на учебных занятиях,

4. Информационная компетентность

умение извлекать информацию из лекции, из печатных источников, умение свернуть ее и представить в компактной форме

- использование информации в виде схем, таблиц, графиков и пользование

компьютерной графикой.

Здоровьесберегающие технологии

На каждом уроке проводится  физкультурная  минутка, с игровыми моментами для глаз., повороты головы.

На перемене проветривание классной комнаты, влажная уборка кабинета, проверка уровня света над столами учащихся.

Применение ИКТ-технологий 

 На главных темах четверти  или раздела  применяются электронные презентации  учителя и детей, использование ресурсов Интернета для подготовки сообщений , в планах освоить дистанционные доски  на уроках черчения.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся  к устным ответам:

Отметка «два»- отказ от выступления,  нет устного сообщения по заданной теме

Отметка «три»- неполный рассказ,  не даны определения и четкие формулировки правил и отличий

Отметка «четыре»- рассказ и объяснения даны полностью,  с дополнительной помощью учителя сделаны некоторые корректировки

Отметка «пять»- рассказ или объяснения правил и задания четко,  не размыто,  видно понимание отвечающего на дополнительные вопросы

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся  к письменным чертежным работам:

Отметка «два» - выставляется  за  незаконченную  или не начатую работу.

Отметка «три» -выставляется за не аккуратность линий( криво, жирно, подтерки, мнослойность  линий, не учтены толщины линий по госту), не грамотно составленный чертеж- масштаб, разрез, проецирование, компоновка, размеры детали)

Отметка «четыре»- за неточные нанеснения размеров,  одна или две ошибки, допущенные в изображении детали по заданию.

Отметка «пять»- аккуратно и в соответствии с Гостом выполнены все линии чертежа, нет ошибок в построении задания, есть небольшие погрешности.

Психолого- педагогические измерения по диагностике

 Результатов (индивидуальная работа с учащимися):

В течении курса, занятий  ведется индивидуальная работа  с пропустившими уроки, часто болеющими детьми, и одаренными- в виде карточек для самостоятельной работы,  на опережающие задания, доклады по темам.

В результате изучения предмета ученик должен:

- знать/ понимать

Технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;

Основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

Алгоритм построения чертежа, представленного двумя и тремя видами, алгоритм построения изометрической проекции, выполнение эскиза и технического рисунка;

Основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов на чертежах, алгоритм их построения

Условное обозначение резьбы;

Особенности оформления архитектурно- строительных чертежей;

- уметь

Выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;

Рационально использовать чертежные инструменты, выполнять геометрические построения, связанные с делением отрезка, угла и окружности на равные части, построение сопряжений,

Выбирать главный вид и необходимое количество видов предмета для построения его чертежа;

Выполнять чертежи разъемных соединений деталей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.

Тематическое планирование

9   классы

 №

Наименование раздела программы

Количество часов на изучение темы.

Тема урока
 

Дата

Вид контроля

Информационное содержание

по плану

факт

 

I блок. Введение. Области применения графики. Виды линий .Понятие о стандартах

9   час

 

1 ур- Введение. Графика и чертеж.

2 ур-Типы и виды линий.

3 ур-Рамка, штамп 

4 ур-Нанесение размеров

5 ур-нанесение размеров

6 ур- Шрифт

7 ур-Шрифт. Основная надпись.

8 ур-Контрольная работа №1 «Линии чертежа»

9 ур- масштабы

10 ур-Обобщающий урок. Работа над ошибками

8/09

12/09

19.09

26.09

3.10

10.10

19.10

24.10

 

31.10

8/09

12/09

19.09

26.09

3.10

10.10

19.10

24.10

 

31.10

Текущий контроль

 

Выполнение упражнений

 

Домашняя работа

Цели: Познакомить с развитием графического изображения, дать понятие о стандартах и инструментах.

2. Развивать техническое и образное мышление.

3. Формировать интерес к изучению конструкторской документации

 

II блок 7 часов

«Проецирование»

 

1 ур- Проецирование. Прямоугольное проецирование.

 

2 ур-Контрольная работа №2 «Чертеж плоской детали»

3 ур- Местные виды.

4 ур.Аксонометрическое проецирование.

5 ур- -Аксонометрическое проецирование плоскогранных предметов.

6 ур. Контрольная работа №3 «Проецирование»

7 ур- –Обобщающий урок по теме четверти. Занимательные задачки.

14.11

 

 

21.11

 

28.11

5.12

12.12

 

19.12

 

 

26.12

14.11

 

 

21.11

 

28.11

5.12

12.12

 

19.12

 

 

26.12

Текущий контроль

 

Выполнение упражнений

 

 

 

 

 

Презентации

 

 

Тест

 

кроссворды

 

 

карточки

 

III блок  «Чтение и выполнение чертежей»

   9  часов

 1 ур. Порядок построения изображений на чертеже

2 ур- Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Построение овала

3 ур- Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Построение овала

4 ур- технический рисунок.

5 ур. Контр работа №4 «построение третьего вида по двум заданным»

6 ур. Чертежи разверток

7 ур- Аналих геометрической формы предметов

8 ур. Сечение. Виды , обозначение

9 ур. Разрезы. Виды, обозначение.

 

 

18.01

26.01

17.02

21.02

24.02

27.02

2.03

5.03

12.03

19.03

18.01

17.02

21.02

24.02

27.02

2.03

5.03

12.03

19.03

 

болезнь

Текущий

 

 

Итоговый

Научить правильно пользоваться чертежными инструментами, компоновать  чертеж детали на листе А3, А4, знать и уметь применять в чертежах овалы и разрезы  на необходимых проекционных плоскостях.

 

 4 блок. «Сечения и разрезы»

 9 уроков

 

1 ур- технический рисунок. Повторение. Соединение вида и разреза.

2 ур. Местный разрез

3 ур. Сопряжение.

4 ур. Проекции точек, прямых . основы начертательной геометрии

5 ур.  Чертежи разверток геометрических тел.и предметов

6 ур. Анализ геометрической формы предмета.

7 ур. Разрезы в аксонометрических проекциях.

8 ур. Контрольная итоговая работа №6 «Чертеж детали с применением разрезов»

9 ур. Обобщающий урок.

года.

2.04

9.04

16.04

27.04

30.04

4.05

7.05 -->