Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Паспорт рабочей программы

 

Наименование пункта

Содержание пункта

  1.  

Название программы

«Изобразительное искусство. 5-9 классы»

  1.  

Авторы учебника, учебно-методического комплекса, название учебника, год издания

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. и др. Изобразительное искусство 8 класс ОАО "Издательство "Просвещение", 2014

  1.  

Реализует требований ФГОС ООО

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1577);

 

  1.  

Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса

развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры

  1.  

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа предусматривает возможность изучения курса с 5 по 8 класс в объеме 140 часов. Программа предусматривает возможность изучения курса в объеме 1 час в неделю, итого – 35 часов в течении учебного года, из низ 3 урока внеклассная работа 1 час - контрольная, 1 час – исследование, 1 час – итоговый контрольный урок.

Количество в год – 35 часов.

Количество в неделю- 1 час.

  1.  

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

35

  1.  

Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа

на уроке формы работы- парная, групповая, индивидуальная. Итоговая форма – выставочная работаю участие в конкурсах рисунков, в олимпиадах. Уроки- комбинированные, уроки-экскурсии, уроки-проекты.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего совре-менному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и крите-рии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ—компетенции);

11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

2) развитие эстетического вкуса, художественного мышления обуча-ющихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами;

3) развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

4) формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

5) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

6) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

7) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

8) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

9) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живо-пись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

10) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

11) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности

Ученик научится:

- исторические и бытовые жанры, портрет и автопортрет, натюрморт

-основные стили в архитектуре и направления в изобразительном искусстве

- особенности аллегорического и символического изображения в искусстве

- монументальную и мемориальную скульптуру, памятники, воплощающие эстетические и духовные идеалы общества

- основные течения в изобразительном искусстве начала 20 века

-значение синтеза искусств в традициях национально семейно –бытового праздника на примере свадебного обряда

 

Ученик получит возможность научиться:

- анализировать произведения пластических искусств, обосновывать свои суждения

- различать стили архитектуры и костюма разных эпох

-определять, к какому направлению относится то или иное произведение искусства

-изображать человека с натуры и по определению, выполнять многофигурные композиции с передачей движения фигур

-использовать выразительные средства изобразительного искусства – линию, пятно, тон, цвет, композицию

- различать стилистические особенности народных росписей и вышивок разных регионов России

- рисовать с натуры натюрморт, используя разные приемы обобщения

- создавать шрифтовые композиции

- разрабатывать проекты и выполнять изделия из материала

- вести поисковую работу в группе

-передавать эмоциональное отношение к изображаемому в своих творческих работах

- свободно выбирать и пользоваться разными художественными материалами

- выполнять с натуры, по памяти и представлению зарисовки фрагмента здания и его декора

- вести поисковую работу в искусствоведческих группах, направленную на изучение основных течений в искусстве начала 20 века

-проявлять компетентность зрителя, умение убедительно высказываться свои суждения о духовно – нравственном содержании, художественной выразительности замысла художника, народного мастера

- активно участвовать в культурной жизни школы, города, села, своего региона

-проявлять позицию гражданина своего Отечества в уважительном отношении к искусству и культуре многочисленных народностей России и мира.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.

Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре. Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.

Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.

Средства художественной выразительности

Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники. Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения. Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка. Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимо-отношение формы и характера. Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

Виды и жанры пластических искусств

Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества. Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.

Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества. Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии

Тема 8 класса –«Пластические искусства в пространстве культуры разных эпох»

является продолжением учебного материала 7 класса. В теме первой четверти- «Исторический и бытовой жанр . Личность человека в разных видах искусств.»- обучающиеся знакомятся с различными видами и жанрами искусства :натюрмортом, интерьером, архитектурным пейзажем. Вторая четверть – «Произведения искусства как ценностное ядро в характеристике эпохи. 20 век – поиск новых форм.», -знакомит с искусством книги, натюрморты в стиле кубизма. Русский авангард.

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.

Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.

Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искус-ство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.

Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.

Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.

Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.

Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.

 

 


Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.

 

Язык пластических искусств и художественный образ.

Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.

Средства художественной выразительности

Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.

Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.

Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.

Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.

Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимо-отношение формы и характера.

Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

Виды и жанры пластических искусств

Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.

Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.

Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии

Тема года: АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА РОССИИ — ЛЕТОПИСЬ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА И РОДНОГО КРАЯ (8 ч)

Тема 1. События истории и культуры нашего Отечества, запечатлённые в деревянном и каменном зодчестве России (4 ч)

1—2. Архитектура городов России в зеркале истории

Восприятие красоты архитектуры Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Пскова, Тобольска, Дербента и других городов разных регионов России.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

Диалог об искусстве. Архитектура Санкт-Петербурга начала XVIII в. как своеобразный сплав исконно русских художественных традиций и формальных элементов, привнесённых из западноевропейских стран. Главные черты архитектурного стиля русского классицизма, государственные градостроительные преобразования, связанные с реконструкцией городов на основе новых регулярных генеральных планов и «образцовых» проектов жилых и общественных зданий. Влияние градостроительных преобразований на развитие русских провинциальных городов в XVIII и XIX вв. Исторические и архитектурные памятники, историческая среда, сложившаяся на протяжении нескольких столетий в городах России, архитектурный облик и особый национальный колорит российских городов.

Работа по художественно-дидактической таблице «Схемы архитектурных арок».

Творческое задание с использованием графических средств выразительности (линия, силуэт, пятно, ритм, симметрия). Материалы: графические по выбору Советы мастера.

3—4. Любимые места твоего города (посёлка) Восприятие памятников архитектуры на старинных и современных фотографиях и в произведениях художников XIX—XXI вв.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

Диалог об искусстве. Красота и особый архитектурный облик российских городов в пейзажах художников XVIII—XXI вв. Особенности изображения городского пейзажа в творчестве художников XVIII—XXI вв. Изобразительные средства выразительности в передаче любимого места города (села) (выделение в композиции главного, пространство, настроение в пейзаже, опорные ключевые композиционные центры).

Творческое задание с использованием графических и живописных средств выразительности (линия, силуэт, пятно, цвет, ритм, симметрия). Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, акварель, белая бумага. Советы мастера.

5—6. Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России

Восприятие произведений монументального искусства, посвящённых эпохальным явлениям в жизни народа, историческим событиям и лицам.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Образ мира, защиты Отечества в жизни и искусстве. Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства.

Диалог об искусстве. Монументальная скульптура и мемориальные сооружения (арки, триумфальные ворота, колонны), воздвигнутые в XVIII—XIX вв. в крупных городах, оказавшие большое влияние на формирование их архитектурного облика. Сложный символико-аллегорический образ триумфа в монументальных сооружениях. Своеобразие средств выразительности различных видов монументального искусства в организации пространства города.

Творческое задание с использованием композиционных, графических и декоративных средств художественной выразительности. Материалы: графические по выбору, цветная бумага. Советы мастера. Подведение итогов

7—8. Твой вклад в сохранение памятников культуры

Восприятие объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов материальной культуры, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, этнологии, социальной культуры и являющихся подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры в России.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Искусство в современном мире.

Диалог об искусстве. Культурное наследие нашего Отечества - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности наравне с природными богатствами. Виды объектов культурного наследия, которые имеют статус памятников истории и культуры России и находятся под защитой государства или включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Творческое задание с использованием композиционных и графических художественной выразительности. Материалы: графические по выбору. Советы мастера.

МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ (7 ч)

Тема 3. Идеи и формы монументально - декоративного искусства (7 ч)

9—10. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито

Восприятие памятников архитектуры, гармонично сочетающихся с природной средой. Наскальные рисунки в пещере Дордони во Франции, на юге Пиреней в Испании, на скалах Алтая. Фрески художников-монументалистов эпохи Возрождения (Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти); фресковой живописи художников Древней Руси (Феофан Грек); фрески Псковской и Новгородской иконописных школ. Сграффито современных художников.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности.

Диалог об искусстве. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска, сграффито: исторический аспект, темы и сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Творчество художников-монументалистов разных стран и эпох. Особенности плафонной живописи (техника фрески). Основные идеи цикла фресок Сикстинской капеллы (Микеланджело). Высокий иконостас в православных храмах России - одна из форм монументальной живописи. Особенности фресок Псковской и Новгород-ской иконописных школ. Новые эстетические концепции монументальной живописи второй половины XX в. Распространение техники сграффито (эпоха Ренессанса в Италии, в XIX в. в Бельгии (Г. ван Дивута, А. Креспена. П. Ливемонта; оформление зданий, жилых домов, клубов в России).

Творческое задание с использованием выразительных средств монументально-декоративной живописи. Материалы: пластилин трёх цветов или глина и гуашевые краски.

Советы мастера.

Страница для любознательных. Сграффито в пространстве города 1960—1990-х гг.

Задания поискового и творческого характера

11—12. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Мозаика

Восприятие памятников мозаичного искусства раннехристианского и византийского периодов Древней Руси, мозаичного наследия М. В. Ломоносова, мозаик Исаакиевского собора в Санкт-Петербурке, церкви Воскресения Христова, мозаичных панно станций метро Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, мозаичных форм современных дизайнеров.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности.

Диалог об искусстве. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Мозаика: исторический аспект, сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Сходство и различия в создании образов на библейские сюжеты в произведениях художников-мозаичистов Византии, древнерусских мастеров.

Творческое задание с использованием выразительных средств монументально-декоративной живописи.

Материалы: карандаш, клей, картон для основы, многоцветная бумага или картон (возможен другой материал) для изготовления элементов мозаики.

Советы мастера. Подведение итогов. Страница для любознательных. Памятники мозаичного искусства в городах России

Задания поискового и творческого характера

13—14. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Витраж

Восприятие памятников искусства витража (храмовая живопись Западной Европы и Востока, гражданская архитектура разных эпох, витражные формы современных дизайнеров).

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности.

Диалог об искусстве. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Витраж: исторический аспект, сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Создание образов по библейским сюжетам и орнаментальные композиции в витражном искусстве готических и древнерусских храмов. Использование витражного искусства в городском дизайне (в оформлении интерьеров (окна, двери, интерьерные перегородки), предметов быта (вазы, плафоны)). Типы витражей.

Творческое задание с использованием средств выразительности монументально-декоративной живописи.

Материалы: карандаш, маркер или кисть и чёрная гуашь (акварель, тушь); бумага, картон (чёрный или белый), «сетка»-каркас для имитации витража, полимерные цветные плёнки, ножницы, скотч.

Советы мастера. Подведение итогов

15—16. Монументально-декоративная живопись вокруг нас

Восприятие работ современных мастеров мозаики, витража, сграффито и граффити.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности.

Диалог об искусстве. Виды монументально-декоративной живописи в современном мире. Процесс работы над проектом.

Творческое задание с использованием средств монументально-декоративной живописи.

Материалы: древ