Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Паспорт рабочей программы

 

Наименование пункта

Содержание пункта

  1.  

Название программы

«Изобразительное искусство. 5-9 классы»

  1.  

Авторы учебника, учебно-методического комплекса, название учебника, год издания

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. и др. Изобразительное искусство 7 класс ОАО "Издательство "Просвещение", 2014

  1.  

Реализует требований ФГОС ООО

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1577);

 

  1.  

Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса

 формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индиви­дуальности

  1.  

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа предусматривает возможность изучения курса с 5 по 8 класс в объеме 140 часов, 1 час в неделю,

итого – 35 часов в течении учебного года, из низ 9 урока

(1 – час- проект, 1 час - контрольная, 1 час – исследование, 1 час – интегрированный урок , 1 час – экскурсия, 4 часа – региональный компонент)

 

  1.  

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

35

  1.  

Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа

На уроках- форма работы парная, групповая, коллективная, индивидуальная

Выставочная деятельность

Участие в конкурсах и олимпиадах по изобразительной деятельности

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучения на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувству гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вест диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве, со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

- осознание значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и бережное заботливое отношение к членам своей семьи

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России ,и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами , осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющимися ситуацией

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать, и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира, развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения

- развитие визуально- пространственного мышления как формы эмоционально- ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры—

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее вдов, жанров и стилей, как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека

-приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально- пространственных искусств: изобразительных, декор- прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальными образами в синтетических искусствах.-приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально- пространственных искусств,

-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации, оценки произведения, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно - значимой ценности

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидефикации личности

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Ученик научится:

-определять жанровую разновидность пейзажей

-представлять отличительные черты русской дворянской усадьбы 18-19 века

-знать и определять произведения современных художников- фантастов и космонавтов на космическую тему

-создавать символику орнаментальных мотивов

- Рисовать и делать построение фигуры человека в движении с учетом пропорций тела

Ученик получит возможность научиться:

-проявлять свою зрительскую компетентность при восприятии произведений искусства разных эпох и народов

-применять правила линейной и воздушной перспективы в изображении городского и сельского пейзажа

-выполнять конструктивное построение формы, объемы предметов, их содержательной связи.

-проявлять творческую активность в выборе средств художественной выразительности

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.

Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.

Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искус-ство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.

Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.

Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.

Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.

Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.

 


Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.

 

Язык пластических искусств и художественный образ

Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.

Средства художественной выразительности

Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.

Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.

Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.

Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка. Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимо-отношение формы и характера.

Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

Виды и жанры пластических искусств

Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.

Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.

Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.

Тема 7 класса –«Человек и рукотворный мир в искусстве».

Тема первой четверти- «Человек и среда его обитания в их взаимопроявлениях в изобразительном искусстве», вторая четверть-«Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира», третья четверть – «Исторические реалии в искусстве разных народов», четвертая четверть – « Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни».

Тема года Человек и рукотворный мир в искусстве».

Тема 1. «Человек и среда его обитания в их взаимопроявлениях в изобразительном искусстве»,

  1. Городской пейзаж. Гармония природы и архитектуры

Творческое задание. Изобразить на большом формате простым карандашом или мягким материалом конструкции большого дома- мосты- дома, дороги. Возможны разные ракурсы: вид сверху, вид снизу, вид из окна, вид с моста.

Материалы: соус, уголь, сангина. Лак для закрепления работы

2.Сельский пейзаж.

Восприятие картин русских художников Саврасова, Шишкина, Куинджи.

Творческое задание: Изобразить лиро- эпическую зарисовку сельского пейзажа. Без людей. Возможные деревянные постройки- забор, старый дом, сарай, коровник. Обязательно наброски животных: корова, гусь, петухи, утки, кошки или собаки. Возможен колодец. Много берез.

Тема 2 Натюрморт. Вещи, которые рассказывают о хозяине.

Восприятие картин русских и европейских художников бытового натюрморта Питер ванн дер Вейден, Никола Пуссен, Петров- Водкин, Сарьян и другие.

Творческое задание. Изобразить на столе только предметы одного человека, которые раскрывают его профессию( любую) – столяр, парикмахер и т.д.

Материалы: пастель, цветные карандаши.

3.Ожившие вещи. Натюрморт предметов быта, зарисовки

Восприятие картин художников по композиции , по цветовоедению.

Диалог об искусстве где раскрываются законы создания предметов в перспективе. Мастера европейского искусства периода VIII-IX века. Всматривание в каждую деталь. Орнамент.

Творческое задание: нарисовать предметы профессии искусства( театр, цирка, киноискусства, скульптор, живописец, мастер ювелир, мастер камнерез, мастер книгоиздания, и т.д.)

Материалы: гелиевые ручки, фломастеры, пастель, цветные карандаши

4. Натюрморт и человек. Натюрморт по профессии

Восприятие картин художников по композиции , по цветовоедению.

Диалог об искусстве, где раскрываются законы создания предметов в перспективе. Мастера европейского искусства периода VIII-IX века. Всматривание в каждую деталь. Орнамент.

Творческое задание: нарисовать предметы профессии искусства( театр, цирка, киноискусства, скульптор, живописец, мастер ювелир, мастер камнерез, мастер книгоиздания, и т.д.). Продолжить и закончить данную работу

Материалы: гелиевые ручки, фломастеры, пастель, цветные карандаши

5. Атрибуты искусства в твоем натюрморте

Творческое задание: детальная проработка мелких деталей в предыдущей композиции

Материалы: цветные карандаши

6. Декоративный натюрморт

Восприятие картин по декоративной композиции.. Искусство авангарда XX века : Пикассо, Малевич., Марк Шагал. Упражнение на шкалу растяжки одного цвета – серым, белым и черным цветом. Влияние цвета на психику человека. Его значение в нашей жизни.

Диалог об искусстве современных течений. Что есть современное искусство. Зачем деформация формы и цвета? Для чего деформация классического искусства?

Творческое задание: изобразить натюрморт на столе , ваза и два предмета , могут быть фрукты овощи . Дары осененного урожая.

Материалы: гуашь, краски, формат альбомный

Тема 3. Линейная перспектива в композиции.

8-9. Предметы интерьера дома. Зарисовка. Интерьер моей комнаты.

Творческое задание: построить на формате А3 интерьер комнате сов семи законами линейной перспективы. По линейке на линии горизонта выбрать одну точку схода и простроить мебель (3- 4 предмета в комнате) Обязательное построение окна, картины, ковра и двери, стол.)

Материалы: простой карандаш. Легкий тон.

МИР РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ КАК ДОСТОЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ИСКУССТВЕ (8 ч)

Тема 4.Русская дворянская усадьба как архитектурный ансамбль (2 ч)

9.Архитектурный облик дворцовой усадьбы XVII — второй половины XVIII в. Особенности паркостроения

Восприятие фотоизображений и живописных картин (А. П. Остроумовой-Лебедевой, Г. Каношенкина, И. И. Подчасского, Ф. Бенуа, Д. Ж. Жакотте) с видами дворцов, дворянских усадеб.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Виды и жанры пластических искусств. Садово-парковое, ландшафтное искусство.

Диалог об искусстве. Расцвет усадебного строительства в русской культуре XVIII в. Мир усадьбы как воплощение мировоззрения, общественного и духовного самочувствия человека. Классицизм - стиль, определяющий архитектурный облик русской усадьбы середины XVII - начала XIX в. Выдающиеся русские зодчие.

Творческое задание с использованием средств выразительности графики.

Материалы: тушь, кисть, карандаш, фломастер, уголь.

Советы мастера. Подведение итогов

10—11. Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца XVIII — середины XIX в. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека и его духовной жизни

Восприятие изображений парковых построек, интерьеров дворцов усадеб Кусково и Останкино, особняка усадьбы Мураново; живописных произведений С. Ю. Жуковского, Н. В. Путяты и др.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Виды и жанры пластических искусств. Архитектурный образ.

Диалог об искусстве. Своеобразие подмосковных усадеб (сочетание торжественности и интимности). Полифункциональность подмосковных усадеб. Архитектурные особенности в построении главного здания - особняка (использование классического ордера в пластической обработке фасада, фронтонов треугольной формы).

Творческое задание с использованием средств выразительности языка графики и живописи.

Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, цветные мелки, акварель, гуашь, кисть, бумага. Советы мастера. Подведение итогов

Тема 5. Одежда и быт русского дворянина в жизни и изобразительном искусстве (5 ч)

12. Светский костюм русского дворянства XVIIIXIX столетий

Восприятие произведений отечественных живописцев Ф. С. Рокотова, И. Н. Никитина, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, И. П. Аргунова, портретистов провинциальных городов (Г. Островского, Е. Д. Камеженкова, К. Л. Христинек, Г. Кучина); иллюстраций модных журналов первой половины XIX в.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет. Язык пластических искусств. Средства художественной выразительности.

Диалог об искусстве. Парадные и интимные портреты. Автопортрет как выражение самосознания, самооценки личности художника в соотнесении с судьбой целого поколения или сословия. Отражение в портрете значимости частной жизни, ценности творческой личности, её богатой духовной жизни.

Одежда, костюм портретируемых как средство отражения общественного и семейного положения человека, средство воплощения идеала человека определённой эпохи. Полифункциональность одежды человека. Принципы её конструкции (симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, варьирование ритмов). Особенности мужской и женской дворянской одежды XVIII — первой трети XIX в. Модные журналы, костюмы популярных актеров - источник распространения моды.

Работа по художественно-дидактической таблице «Костюм и аксессуары женской дворянской одежды». Творческое задание с использованием средств выразительности языка графики. Материалы: акварель, гуашь, фломастеры, цветные карандаши.

Советы мастера. Подведение итогов

13—14. Русская скульптура XVIII — начала XIX в. в пространстве города, дворянской усадьбы и парка

Восприятие произведений отечественных скульпторов (Е. Д. Ермолина, М. И. Козловского, И. И. Теребенёва, Ф. Г. Гордеева, И. П. Прокофьева, И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина, Ф. И. Шубина); памятников западно-европейской скульптуры (Фидия и его учеников, Микеланджело, Донателло, Ж. Гужона, Л. Бернини, Ж. А. Гудона) .

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Великие мастера русского и европейского искусства. Образы мира, защиты Отечества в жизни и искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Изобразительные виды искусства. Скульптура.

Диалог об искусстве. Отечественная скульптура в петровскую эпоху. Самобытность русской скульптуры и становление её разнообразных видов: декоративная пластика (архитектурный рельеф), круглая станковая скульптура (памятник, статуя), скульптурный портрет (бюст), архитектурно-художественный ансамбль. Средства художественной выразительности в трактовке индивидуальных особенностей скульптурных портретов современников их достоверности и убедительности. Мастерство скульптора в передаче черт лица, взгляда, костюма, причёски портретируемого.

Работа по художественно-дидактической таблице «Кукла из мятой бумаги».

Творческое задание с использованием художественно-выразительных средств скульптуры для передачи движения в объёмной композиции.

Материалы (по выбору): простой карандаш, фломастер.

Советы мастера. Подведение итогов

15—16. Быт и традиции русского дворянства XVIII - начала XIX в. в жизни и искусстве

Восприятие произведений художников, отразивших в своих произведениях быт и традиции русского дворянства (Е. В. Честнякова, К. А. Сомова, Н. Е. Ефимова), а также произведений живописи на библейские темы (А. Рублёв, Джотто, С. Ботичелли).

Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Художественный образ - основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения.

Диалог об искусстве. Праздники и развлечения в усадьбе как отражение светской культуры. Подготовка к празднику (игровые приспособления, театральные представления, литературные и музыкальные вечера, разнообразные игры). Рождественский кукольный театр-вертеп. Подготовка и проведение Рождественского праздника.

Работа по художественно-дидактической таблице «Последовательность изготовления вертепного ящика и фигур вертепного действа».

Творческое задание с учётом художественно-выразительных средств условной передачи образов персонажей вертепного театра.

Материалы: простой и цветной карандаши фломастеры, пластилин шампуры деревянные, цветные лоскуты ткани и ленты, циновки, кусочки рогожи, пластиковая тарелка, фольга и цветная бумага. Советы мастера. Подведение итогов

НАРОДНЫЙ МАСТЕР — НОСИТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (10 ч)

Тема 6. Народное искусство как часть художественной культуры. Традиции и современность (8 ч)

17—18. «Без вышивки в доме не обойтись…»

Восприятие изделий, вышитых традиционной вышивкой, бытовавшей в Тверской, Архангельской, Олонецкой, Рязанской, Смоленской, Владимирской губерниях; текстильных кукол в исполнении И. В. Агаевой, М. Мишиной.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.

Диалог об искусстве. Вышитое полотенце и его функции. Полотенце - оберег, символ благополучия, благопожелания. Символика цвета и мотивов вышивки. Возрождение старинных традиций рукоделия. Тряпичная игрушка, её духовная ценность. Текстильная кукла как одно из средств передачи младшему поколению жизненного опыта, накопленного старшими. Особенности вышивки разных регионов России. Преобладающая цветовая гамма в узорах русской вышивки. Сохранение и развитие традиций вышивки современными мастерицами.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Приёмы вышивания цветка и листьев: тамбурный шов-цепочка, тамбурный шов–петля с прикрепом»; «Последовательность изготовления игрушки зайчика и ридикюля-лакомника».

Творческое задание с использованием традиционных приёмов вышивки и изготовления текстильных изделий-сувениров. Материалы: простой карандаш, бумага.

Советы мастера. Подведение итогов

19—20. « Размётные травы, цветы, сказочные птицы и быстроногие кони и олени»

Восприятие расписных прялок Русского Севера, украшенных шенкурской, мезенской, борецкой, пучужской росписями, деревянных изделий с хохломской, полхов-майданской росписью.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.

Диалог об искусстве. Роспись по дереву. Бытование народных росписей по дереву в разных регионах России. Конструктивные особенности и пропорции основных объёмов прялок разных регионов России. Многоцветный мир узорочья росписи на прялках. Разнообразие мотивов и приёмов исполнения, своеобразие колористического решения в живописных и графических видах росписи по дереву.

Творческое задание с использованием традиционных конструкций и средств выразительности мезенской росписи прялок из дерева.

Материалы: гуашь (чёрного и красного цвета), деревянные заготовки, материалы для грунтовки, лак. Советы мастера. Подведение итогов

21—22. «Каков мастер, такова и работа»

Восприятие традиционных игрушек из глины, выполненных мастерами А. Силкиной, В. Маркиным, У. И. Бабкиной, А. Г. Карповой, Т. Н. Зоткиным, П. А. Ивановым, В. В. Ковкиным.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.

Диалог об искусстве. Школы народного мастерства лепки глиняной игрушки разных регионов России. Устойчивость образов и тем в народной игрушке, связь её с другими видами народного искусства. Своеобразие пластического, колористического, орнаментального решения глиняных игрушек из разных школ народного мастерства. Связь между материалом, техникой исполнения и художественной формой глиняной игрушки. Известные мастера-игрушечники.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Последовательность лепки свистульки», «Принципы звукоизвлечения из глиняных игрушек-свистулек», «Последовательность лепки вазы из пласта глины».

Творческое задание с учётом традиционных приёмов лепки и росписи, средств художественной выразительности. Материалы: глина, стеки, тычок, колки, баночка с водой.

Советы мастера. Подведение итогов. 23—24. Русские ювелирные украшения России XVII—XX вв. Традиции и современность

Восприятие фотоизображений ювелирных изделий, выполненных в разных техниках (серебро, позолота, чернь (Великий Устюг), живопись на эмали (Ростовская финифть), серебро, (Москва), а также произведений русских портретистов (А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Я. Стрешнева и др.), запечатлевших своих героинь (светских дам и крестьянок XVII - начала XX в.) в праздничной одежде.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Диалог об искусстве. Ювелирное искусство как один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Национальный характер украшений Древней Руси. Виды ювелирных украшений в женском праздничном костюме. Материалы для ювелирных украшений и средства художественной выразительности в создании декоративного образа. Особенности орнаментики, характер мотивов, колористического решения ювелирных изделий, выполненных в разных техниках.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Украшения-сувениры на школьную ярмарку», «Схема конструирования кулона-оберега — «колотка».

Творческое задание с учётом традиционных технологических приёмов; связи формы с её практическим назначением; связи декора с формой украшения; с учётом текстуры и фактуры материала.

Материалы (по выбору): простой карандаш, линейка, ножницы, бумага, полоски бересты (или плотной бумаги — имитация бересты), разноцветные лоскутки и полоски ткани, картон, нитки толстые, шерстяные или синтетические, иголка, спица (на выбор).

Советы мастера. Подведение итогов

25—26. Весенняя ярмарка - праздник народного мастерства и традиционное явление в культуре России

Восприятие произведений палехского мастера Н. И. Бабурина, художника К. Ф. Юона, изобразивших в своих работах ярмарочный торг.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека и общества. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между праздниками, между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Проектирование пространственной и предметной среды.

Диалог об искусстве. Традиции проведения народных ярмарок на Руси. Атрибуты, увеселения и развлечения ярмарок. Возрождение традиций ярмарочных торгов в разных уголках России. Особенности композиционного и колористического решения произведений художников.

Творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности в оформлении школьной ярмарочной площадки.

Материалы (по выбору): фломастеры, кисти, гуашь, акварель, бумага альбомная (для эскизов) и ватман.

Советы мастера. Подведение итогов

ЧЕЛОВЕК В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ И ИСКУССТВЕ. ТЕХНИКА И ИСКУССТВО (4 ч)

Тема 8. Наука и творческая деятельность человека в жизни и в искусстве. Космическая техника и искусство (4 ч)

27. Галактическая птица

Восприятие произведений ж