Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Паспорт рабочей программы

 

Наименование пункта

Содержание пункта

  1.  

Название программы

«Изобразительное искусство. 5-9 классы»

  1.  

Авторы учебника, учебно-методического комплекса, название учебника, год издания

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. и др. Изобразительное искусство 6 класс ОАО "Издательство "Просвещение", 2014

  1.  

Реализует требований ФГОС ООО

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1577);

  1.  

Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса

формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индиви­дуальности.

 

  1.  

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа предусматривает возможность изучения курса с 5 по 8 класс в объеме 140 часов, 1 час в неделю,

итого – 35 часов в течении учебного года, из низ 5 урока

(1 – час- проект, 1 час - контрольная, 1 час – исследование, 1 час – интегрированный урок , 1 час – экскурсия, 4 часа – региональный компонент)

 

  1.  

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

35

  1.  

Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа

На уроках- Парная, групповая, коллективная, индивидуальная

Выставочная деятельность

Участие в конкурсах и олимпиадах по изобразительной деятельности

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучения на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувству гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вест диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве, со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

- осознание значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и бережное заботливое отношение к членам своей семьи

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России ,и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами , осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющимися ситуацией

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать, и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира, развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения

- развитие визуально- пространственного мышления как формы эмоционально- ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры—

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее вдов, жанров и стилей, как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека

-приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально- пространственных искусств: изобразительных, декор- прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальными образами в синтетических искусствах

-приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально- пространственных искусств,

-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации, оценки произведения, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно - значимой ценности

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидефикации личности

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Ученик научится:

•- узнавать и определять выдающиеся произведения отечественных и зарубежных художников

•-знать центры традиционных русских художественных промыслов (Жостово, Палех, русский север, Сергиев Посад)

•-мифологические, сказочные, музыкально-поэтические образы русского народного искусства

•-правила построения рисунка с натуры

•-Проявлять синтез искусств на примере фольклорного фестиваля мира

 

Ученик получит возможность научиться:

•-анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства

•-видеть и использовать цветовое богатство окружающего мира и передавать его в изобразительной деятельности на плоскости

•-передавать собственное отношение к композиционному сюжету с использованием знаний о времени, месте происходящих событий, образе человека определенной эпохи.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.

Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.

Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искус-ство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.

Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.

Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.

Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.

Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.

 

 
 


Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.

 

Язык пластических искусств и художественный образ

Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.

Средства художественной выразительности

Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.

Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.

Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.

Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.

Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимо-отношение формы и характера.

Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

Виды и жанры пластических искусств

Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.

Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.

Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.

Тема 6 класса –«Изучение народных художественных традиций, орнаментального изображения предметного мира в искусстве разных культур».

Тема первой четверти- «Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве», вторая четверть- « Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира», третья четверть – «Исторические реалии в искусстве разных народов», четвертая четверть – « Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни».

Региональный компонент. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ре­бенка.

Перед всем человечеством стоит глобальная проблема сохранения малочисленных народов, их культуры. Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках в том случае, если приобщать и формировать интерес к ней у подрастающего поколения.

Большие возможности разрешения проблемы приобщения к национальной культуре коренных народов содержит изобразительное искусство, которое в цикле учебных предметов занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, воспитывающего, развивающего влияния на учащихся, так как именно художественное образования – это формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Включение элементов национального творчества обско-угорских народов в программный материал по изобразительному искусству предполагает повышение историко-культурного уровня учащихся, создает атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Севера, а сравнительный анализ культуры обских угров с культурой других народов, проживающих в регионе, и культурой России дает наиболее широкое представление о своей большой и малой Родине.

Опираясь на методическое пособие Банников В.Н. Устенко Л.Н. Изобразительное искусство в школе. Региональный компонент (5-7 класс),г. Ханты- Мансийск, 2007 год. В пособии рассматриваются вопросы: методического обеспечения процесса обучения изобразительному искусству – поурочное планирование 5-7 классов с учетом региональных особенностей Югорского края, культуры обско-угорских народов, культуры России; предлагаются образовательные стандарты образовательной области «Искусство» (начальная школа (1-4 класс), среднее звено (5-7 класс).

Включение элементов национального творчества обско-угорских народов в программный материал по изобразительному искусству предполагает повышение историко-культурного уровня учащихся, создает атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре наро­дов Севера, а сравнительный анализ культуры обских угров с культурой других народов, проживающих в регионе и культурой России дает наиболее широкое представление о своей большой и малой Родине.

В средней школе в 6 классе – 4 часа на региональный компонент, под общей темой « Сказки и мифы народов крайнего Севера»

В связи с принятием Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О региональном (национально-региональном) компоненте государственного стандарта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 16 марта 2005г.), для внедрения регионального компонента рекомендована программа «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 класс), «Изобразительное искусство» (5-9 класс) авторский коллектив под научным руководством Т.Я.Шпикаловой, интегрирующая изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство.

 Данная программа, не нарушая системы обучения, позволяет вписать в нее региональные образовательные стандарты национально-регионального компонента, в рамках преемственной системы этнохудожественного образования. Предлагаемые в программно-методическом пособии модули и темы согласуются с блоками и темами рекомендуемой программы.

 Институт повышения квалификации и развития регионального образования рекомендует, в рамках внедрения национально-регионального компонента, организацию учебных занятий «Изобразительное искусство» по программе авторского коллектива Т.Я.Шпикаловой, с приобретением необходимого программно-методического сопровождения. С 2006 года данная программа и учебно-методические материалы к ней внесены в Федеральный перечень программного обеспечения учебного процесса.

ОБРАЗ ЦВЕТУЩЕЙ ПРИРОДЫ — ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ

Тема 1. Цветы в живописи, декоративно-прикладном и народном искусстве

1. Осенний букет в натюрморте живописцев

Восприятие живописных натюрмортов с цветами западноевропейских (Я. Д. де Хем, Я. ван Хейсум, Б. ван дер Аст, Брейгель Старший (Брейгель Бархатный), Э. Мане, Г. Курбе, В. Ван Гог) и отечественных (И. Е. Хру-цкий, И. Н. Крамской, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Н. Н. Сапунов, П. П. Кончаловский, Н. С. Гончарова и др.) художников ХVII — начала ХХ в.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природе. Специфика художественного изображения. Композиция. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цветовые отношения. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка. Ритм. Натюрморт.

Диалог об искусстве. Живопись. Жанр натюрморта. Изображение природы разных географических широт. Сходство и различие в создании образа цветов в натюрмортах художников XVII — начала XX вв.

Творческое задание с использованием средств выразительности языка живописи.

Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага.

Советы мастера. Подведение итогов.

Страница для любознательных. Изображение цветов в живописи художественной фотографии. Задания поискового и творческого характера

2—3. Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила

Восприятие произведений народных мастеров из традиционных художественных промыслов Нижнего Тагила, Жостова.

Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Истоки и смысл искусства. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Композиция. Цвет. Объём и форма. Ритм.

Диалог об искусстве. Народный мастер — хранитель древних традиций кистевого письма. Основные элементы и цветовая гамма цветочной росписи подносов Нижнего Тагила и Жостова.

Работа по художественно-дидактической таблице «Элементы послойного письма. Жостово».

Творческое задание с использованием приёмов кистевой росписи послойного жостовского письма. Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера. Подведение итогов.

4. Осенние цветы в росписи твоего подноса

Восприятие произведений народных мастеров из Жостова.

Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно. Ритм.

Диалог об искусстве. Представление о роли народного искусства в повседневной жизни человека, в организации его материальной среды. Художественный образ цветов в росписи жостовских подносов. Способы организации композиции цветочной росписи на подносах («букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок».

Творческое задание с использованием приёмов послойного письма.

Материалы: кисть, акварель, гуашь, лист цветной бумаги, вырезанной по форме подноса. Советы мастера. Подведение итогов.

5—6. Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока

Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства народов России, Западной Европы и Востока и натюрмортов отечественных (Н. Н. Сапунов) и западно-европейских (А. Матисс) художников начала XX в.

Основные содержательные линии. Роль художест-венной деятельности человека в развитии культуры и освоении мира. Народное традиционное искусство. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Стилизация и знако-вый характер декоративного образа. Материалы декора-тивно-прикладного искусства. Декоративно-прикладные виды искусства. Изображение предметного мира.

Диалог об искусстве. Природные формы. Жанр натюрморта. Художественный образ цветов в живописном и живописно-декоративном натюрморте. Способы организации композиции натюрморта (расположение предметов, цветов).

Работа по художественно-дидактическим таблицам «М. П. Верней. Проект: прямоугольный вариант, бордюр, декоративное блюдо»

Творческое задание с использованием приёмов трансформации природных форм цветка в декоративные, декоративные формы цветка, взятой из природы и переходящей в орнамент, украшающий предмет.

Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага белая или цветная.

Советы мастера. Подведение итогов

ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ. ХУДОЖЕСТЕННЫЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР (10 ч)

Тема 2. Символика древних орнаментов (7 ч)

7. Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта

Восприятие памятников архитектуры и изделий декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, декорированных орнаментом с растительным мотивом.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Специфика художественного изображения. Композиция. Цвет. Ритм. Взаимоотношения формы и характера. Передача на плоскости и в пространстве многообразия форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Виды орнамента. Орнамент и его происхождение.

Диалог об искусстве. Главные мотивы растительного орнамента Древнего Египта. Символические значения растительных мотивов (символ Египта, знак плодородия, знак фараона). Колорит древнеегипетских орнаментальных росписей.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Варианты композиционных схем растительного орнамента», «Последовательность исполнения растительных мотивов».

Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декоративную. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, фломастеры, тонированная или белая бумага. Советы мастера. Подведение итогов

8. Зооморфные мотивы в искусстве Древнего Египта

Восприятие фантастических изображений египетских богов (Гор, Сехмет, Анубис) в аллегорической форме.

Основные содержательные линии. Роль искусства и деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Трансформация и стилизация форм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Орнамент и его происхождение.

Диалог об искусстве. Художественное своеобразие изображения египетских богов в аллегорической форме, фигуры человека на основе древнеегипетского канона фигуры человека на плоскости, с головой животного, с иносказательным выражением отвлечённых понятий знакомит нас искусство Древнего Египта.

Работа по художественно-дидактической таблице «Фантастические мотивы в древнеегипетском орнаменте». Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декоративную.

Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, бумага.

Советы мастера. Подведение итогов

9. Изысканный декор сосудов Древней Греции

Восприятие греческой вазописи чёрнофигурного и краснофигурного стилей — выдающихся памятников мировой художественной культуры.

Основные содержательные линии. Роль искусства и деятельности человека в развитии культуры. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Художественные материалы и художественные техники. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Истоки декоративно-прикладного искусства.

Диалог об искусстве. Разнообразие древнегреческих сосудов по форме, декору и назначению. Отличительные качества, присущие чёрнофигурным и краснофигурным вазам. Растительные и геометрические орнаменты, подчеркивающие красоту объёмной формы сосудов. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Формы греческих сосудов», «Мотивы древнегреческих орнаментов на сосудах».Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декоративную.

Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, цветная бумага.

Советы мастера. Подведение итогов

10—11. Древние орнаменты в творчестве художников разного времени

Восприятие произведений искусства керамики (Балхары, Императорский фарфоровый завод Санкт-Петербург, чернолощёная керамика).

Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Художественный диалог культур. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Виды орнамента. Материалы декоративно-прикладного искусства.

Диалог об искусстве. Особенности отображения трансформации природных форм в декоративные в различных видах керамики в искусстве разных народов.

Значение обращения к искусству Древнего Египта и Древней Греции, как к эталону прекрасного в развитии своей культуры при постижении тайн великого мастерства.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Типы русской гончарной утвари XVIII—XX вв.», «Схема росписи ваз по мотивам древнегреческого орнамента и современного декора».

Творческое задание с использованием средств выразительности декоративно-прикладного искусства. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, бумага.

Советы мастера. Подведение итогов

12—13. Орнаментальные мотивы в художествен-ном текстиле Индии и русская набойка

Восприятие лентообразных орнаментальных мотивов на предметах домашнего обихода, в печатных и тканых рисунках, отражающих природу Индии, и мотивов индийского орнамента в русской набойке.

Основные содержательные линии. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Художественный диалог культур. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношения формы и характера. Роль ритма в построении композиции в живописи, рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Семантика образа в народном искусстве. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства.

Диалог об искусстве. Особенности отображения трансформации природных форм в декоративные в разных видах текстильного орнамента в Индии и России и других странах Индии. Образ-символ слона и образ-символ популярного мотива индийская пальметта («восточный огурец»).

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Орнаментальный мотив «индийская пальметта» («восточный огурец»), «Фрагмент композиции коврика-покрывала для слона».

Творческое задание с использованием средств выразительности декоративно-прикладного искусства.

Материалы: кисть, гуашь, бумага, фломастеры.

Советы мастера. Подведение итогов

Тема 3. Традиции Новолетия в культуре народов мира (3 ч)

14—15. Традиции встречи Нового года в современ-ной культуре

Восприятие произведений народных мастеров на тему святок, ёлочных украшений, новогодних и рождественских открыток, масок, эскизов театральных костюмов в русском искусстве конца XIX — начала XX в.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Роль искусства в организации предметно-простран-ственной среды жизни человека. Проектирование пространственной и предметной сферы.

Диалог об искусстве. Традиция встречи Нового года у разных народов мира и проведения праздничных карнавалов и маскарадов.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Модули человеческих фигур», «Карнавальный костюм Хозяйки медной горы (схема изготовления)», «Карнавальный костюм русского богатыря (схема изготовления)», «Карнавальный костюм мушкетёра (схема изготовления)».

Творческое задание по подготовке к Новому году силами «артели весёлых мастеров».

Материалы: кисть, гуашь, бумага белая, цветная, фломастеры и др.

Советы мастера.Подведение итогов

15—16. «Новый год шагает по планете…»

Восприятие произведений отечественных живописцев (М. И. Скотти, А. Мясоедов, В. И. Суриков, К. О. Сомов, С. Ю. Судейкин, А. В. Шевченко, А. Е. Яковлев и В. И. Шухаев) и художников Западной Европы (П. Пикассо, П. Сезан) конца XIX — начала XX в. на тему карнавала.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Художественный диалог культур. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности.

Диалог об искусстве. Культура праздника — древняя традиция. Особенности композиционных решений, красочности, насыщенности действий, характерные для участников карнавалов в разных странах мира.

Творческое задание с использованием декоративно-живописных средств в выразительности.

Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага, фломастеры, цветные мелки и др.

Советы мастера.

ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ (10 ч)

Тема 6. Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в жизни и искусстве (4 ч)

17. Каменные стражи России (XII—XVII вв.)

Восприятие древнерусских крепостей (кремли Новгорода, Владимира, Москвы, Пскова, Ростова Великого, Сергиева Посада и др.).

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

Диалог об искусстве. Кремли России — свидетели грозных событий прошлых времён, хранители русской истории, средоточие памятников культуры, созданных народом. Богатство и разнообразие каменного зодчества России.

Творческое задание с использованием средств выразительности графики.

Материалы: тонированная или белая бумага, карандаш, мелки, фломастеры, гуашь (по выбору).

Советы мастера.

 

18. Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стиль в архитектуре Западной Европы. Синтез искусств

Восприятие оборонит