Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Паспорт рабочей программы

Наименование пункта

Содержание пункта

  1.  

Название программы

«Изобразительное искусство. 5-9 классы»

  1.  

Авторы учебника, учебно-методического комплекса, название учебника, год издания

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. и др. Изобразительное искусство 5 класс ОАО "Издательство "Просвещение", 2014

  1.  

Реализует требований ФГОС ООО

 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1577);

  1.  

Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса

 формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индиви­дуальности.

  1.  

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа предусматривает возможность изучения курса с 5 по 8 класс в объеме 140 часов, 1 час в неделю,

итого – 35 часов в течении учебного года, из низ 5 урока

(1 – час- проект, 1 час - контрольная, 1 час – исследование, 1 час – интегрированный урок , 1 час – экскурсия, 4 часа – региональный компонент)

  1.  

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

35

  1.  

Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа

На уроках- Парная, групповая, коллективная, индивидуальная

урок-путешествие, урок-комбинированный. урок-проект.

Выставочная деятельность

Участие в конкурсах и олимпиадах по изобразительной деятельности

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучения на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувству гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вест диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве, со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

- осознание значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и бережное заботливое отношение к членам своей семьи

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России ,и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами , осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющимися ситуацией

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать, и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира, развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения

- развитие визуально- пространственного мышления как формы эмоционально- ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры—

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее вдов, жанров и стилей, как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. -приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально- пространственных искусств: изобразительных, декор- прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальными образами в синтетических искусствах

-приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально- пространственных искусств,

-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации, оценки произведения, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно - значимой ценности

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидефикации личности

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Ученик научится:

- определять жанры изобразительного искусства

-находить и моделировать проявление синтеза искусств на примерер календарных праздников

-анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусств, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу

-изображать с натуры, по памяти и по представлению предметы несложных форм с использованием различных графических и живописных изобразительных материалов

Ученик получит возможность научиться:

-самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знания приемов построения орнаментальных композиций, элементарных навыков стилизации формы и цвета,

- работать в творческих группах

-создавать эскизы декоративных композиций с использованием знания приемов построения орнаментальных композиций

Содержание программы

Тема 5 класса –«Художественные народные традиции в пространстве культуры».

 ОБРАЗ РОДНОЙ ЗЕМЛИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве

1—2. Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта

Восприятие осенних натюрмортов отечественных живописцев XVIII—XX вв. (И. Т. Хруцкого. К. А. Коровина, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, В. Ф. Стожарова и графика Д. И. Митрохина) и западноевропейского художника XVII в. (Ф. Снейдерса).

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Изображение предметного мира. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Композиция - главное средство выразительности художественного произведения. Пропорции. Цветовые отношения. Свет и цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Рисунок с натуры, по представлению.

Диалог об искусстве. Особенности творческой манеры мастеров натюрморта (непосредственность в подходе к натуре, стремление передать ее в динамике, во всей свежести и трепетности и т. п.). Средства художественной выразительности языка живописи, графики, передающие богатство, красоту и художественный образ предметного мира. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

Работа по художественно-дидактической таблице «Схемы композиций натюрморта».

Творческое задание с использованием средств выразительности графики и живописи.

Материалы: бумага, простой карандаш, акварель, гуашь (по выбору), кисть.

Страница для любознательных. Из истории становления жанра натюрморта. Натюрморты выдающихся мастеров стран Западной Европы.

Задания творческого и поискового характера

3—4. Осенние плоды в твоём натюрморте

Восприятие живописно-декоративных натюрмортов в творчестве художников первой половины XX в. (отечественных — М. С. Сарьяна, П. В. Кузнецова, И. И. Машкова, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки и западноевропейского А. Матисса в народном и декоративно-прикладном искусстве (поднос мастера А. Лёзнова из Жостова, фарфоровом сервизе).

Основные содержательные линии. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Художественные материалы и художественные техники. Композиция. Цвет. Объём и форма. Трансформация и стилизация форм. Ритм. Изобразительные виды искусства. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства.

Диалог об искусстве. Специфика изображения предметов в живописно-декоративном натюрморте, в народном и декоративно-прикладном искусстве. Отражение красоты и многообразия земных даров, сгруппированных в натюрморте. Отличительная особенность декоративной композиции (подчинение изделию). Художественные средства для решения задач декоративной композиции. Отличие декоративных натюрмортов от живописных.

Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты декоративной композиции». Творческое задание. С использованием средств живописи и декоративно-прикладного искусства. Работа в паре.

Материалы бумага (белая, чёрная или цветная), картон, простой карандаш, клей, фломастер, ножницы, ткань цветная, гладко крашенная с мелким и крупным рисунком.

5. Чудо-дерево. Образ-символ «древо жизни» в разных видах искусства

Восприятие произведений изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусств разных народов, воплотивших образ-символ «древо жизни» в живописи, рельефах Дмитриевского собора во Владимире кампанилы собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, резных капителях южного портала Рождественского собора в Суздале; декоративном убранстве ограды дворца Хетло в Нидерландах; в росписи палехской шкатулки, гобелена-триптиха и др.

Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Художественный диалог культур. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Условность художественного изображения. Материалы живописи, скульптуры, графики. Художественные техники. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразия форм предметного мира. Семантика образов в народном искусстве. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Диалог об искусстве. «Древо жизни» — один из самых распространённых образов искусства в культурах разных народов мира. В русском искусстве «древо жизни» — символ непрекращающегося развития. Плакатное искусство — разновидность рельефа прямоугольной формы из металла, керамики или других материалов.

Творческое задание с учётом средств выразительности скульптуры. . Работа в паре.

Материал: цветной пластилин, глина, картон, фанера.

Советы мастера. Подведение итогов

Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве

6—7. Красота осеннего пейзажа в живописи и графике

Восприятие разнообразия красок осени в картинах выдающихся мастеров русской пейзажной живописи второй половины XX в. (И. И. Левитана, И. И.Шишкина, С. Ю. Жуковского, современного художника Д. А. Холина), в пейзажах, выполненных в технике монотипии.

Основные содержательные линии. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Великие мастера русского и европейского искусства. Композиция - главное средство выразительности художественного произведения. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цветовые отношения. Колорит картины. Свет и цвет. Особенности художественного образа в пейзаже.

Диалог об искусстве. Главные выразительные средства в «пейзажах настроения» И. И. Левитана (цветовой строй, манера письма, изображение света и воздуха, построение пространства). Использование в пейзаже воздушной перспективы. Особенности техники монотипии. Поиск образов в отпечатке- монотипии (деревья, кусты, водоёмы, облака, скалы, поля, рощи и т. д.) и графическая проработка изображения кистью, пером.

Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и графики.

Материалы: бумага, гуашь, стекло или пластик, кисть, перо.

Советы мастера. Подведение итогов

Страница для любознательных. Из истории становления жанра пейзажа. Пейзажи выдающихся мастеров стран Западной Европы

Задания поискового и творческого характера

8—9. Осенних дней очарованье в книжной графике

Восприятие искусства оформления книги — книжной графики. И. Я. Билибин, В. А. Фаворского, Н. Е. Чару-шин, И.И. Бруни, А.Н. Аземша — выдающиеся мастера отечественной книжной графики.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Художественные материалы и художественные техники. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного. Изобразительные виды искусства.

Диалог об искусстве. Книжная иллюстрация - синтез разных искусств (графики, искусства шрифта, иллюстрации и полиграфического искусства), тесно связанных с текстом литературного произведения. Основные компоненты книги - обложка, суперобложка, форзац, фронтиспис, титул и т. д. Шрифты, рисованные буквицы, композиционное построение и оформление текста (поля, рамочки, заставки, концовки). Техника выполнены иллюстрации, Взаимосвязь разных элементов в оформлении книги.

Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и графики.

Материалы: бумага, краски (акварель, гуашь, тушь), кисть, клей.

Советы мастера. Подведение итогов

ЖИВАЯ СТАРИНА. ПРИРОДНЫЕ И ТРУДОВЫЕ ЦИКЛЫ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ И ИХ ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ

Тема 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность

10. Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла

Восприятие произведений отечественных живописцев XIX—XX вв. А. Г. Венецианова, Б. М. Кустодиева, А. А. Пластова и голландского художника XVII в. Б. ан дер Хельста, лаковой миниатюры Палеха и Холуя, запечатлевших в своих работах осенние сельские праздники, посвящённые уборке урожая, ярмарке.

Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Композиция. Пропорции. Бытовой жанр. Сюжет и содержание в произведении искусства.

Диалог об искусстве. Сохранение и развитие традиций осенних праздников и ярмарок в культуре народов России. Традиционный земледельческий календарь как своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Средства художественной выразительности в произведениях бытового жанра, передающие праздничное настроение природы и человека, единение людей с природой и друг с другом.

Работа по художественно-дидактической таблице «Поэтапное создание многофигурной композиции». Творческое задание с использованием средств выразительности графики. Материалы: карандаш, бумага.

Советы мастера. Подведение итогов

Страница для любознательных. Из истории бытового жанра. Сцены сельской и городской жизни в искусстве стран Западной Европы и России

Задания творческого и поискового характера

11. Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми

Восприятие произведений бытового жанра отечественных (В.Г. Перов, П. А. Федотов, Б. М. Кустодиев, А. А. Пластов) и западноевропейских (И. Бекелар, Я. Вермер Делфтский, Г. Терборх) художников.

Основные содержательные линии. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Народные праздники, обряды в искусстве и современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Композиция. Раскрытие в композиции сущности произведения. Пропорции. Цвет. Сюжет и содержание в произведении искусства. Бытовой жанр.

Диалог об искусстве. Сохранение и развитие традиций осенних праздников и ярмарок в культуре народов России. Роль живописных и композиционных средств (сюжет, смысловой центр, ритм, контраст, пятно, цвет, колорит), создающих праздничное настроение и участвующих в создании художественного образа.

Творческое задание с использованием композиционных и живописных средств выразительности в многофигурной композиции.

Материалы: акварель, гуашь, бумага.

Советы мастера. Подведение итогов

Тема 4. Образ времени года в искусстве

12—13. Зимняя пора в живописи и графике

Восприятие пейзажей отечественных живописцев (В. Д. Поленова, И. Э. Грабарь, Д. Журавлёв, Н.М. Ромадин) и графиков (М. Врубель, Г. Верейский, М.В. Добужинский, А. А. Остроумова-Лебедева) конца XIX – начала XX в. и западноевропейских художников

XVII в. и конца XIX в. (П. Брейгель Старший (Мужицкий), В. Ван Гог).

Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражения в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Художественный образ - основа и цель любого искусства. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Рисунок с натуры и по представлению. Изображение предметного мира.

Диалог об искусстве. Пейзаж как портрет времени года в творчестве выдающихся художников России и Западной Европы. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимнего периода времени года. Графические средства выразительности (линия, силуэт, пятно, штрих) в создании художественного образа зимней природы. Творческое задание с использованием композиционных и графических средств художественной выразительности в изображении зимнего пейзажа.

Материалы (по выбору): цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь.

Советы мастера. Подведение итогов

Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества

14—15. Делу - время, потехе - час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера

Восприятие образов героев тематических картин, воссоздающих сцены труда и отдыха молодёжи, изделий народных мастеров (народных костюмов разных регионов России, поясов, дымников).

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Народное традиционное искусство. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Художественные материалы и художественные техники. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Диалог об искусстве. Традиции, состав комплекса русского народного костюма разных регионов России. Изготовление изделий из металла в разных регионах России и их художественные особенности. Средства художественной выразительности в изображении героев картин, передачи особенностей традиционного народного костюма из разных регионов России. Художественные приёмы плетения поясов и изготовления дымников.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Плетение пояса из трёх и пяти нитей» и «Технологическая карта изготовления дымника с флюгером».

Творческое задание с учётом технологических приёмов работы с мягкими и твёрдыми материалами.

Материалы: бумага, простой карандаш, тушь, гуашь, шерстяные нитки или тонкая цветная тесьма, булавка; тонкий чёрный картон, линейка, клей, тонированная бумага, фольга.

Советы мастера. Подведение итогов

Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев

16—17. Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства

Восприятие произведений живописцев (В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Н. К. Рерих, С. В. Малютин), скульптора (С. Т. Коненков) и мастеров (С. М. Дмитриев, А. А. Каморин) лаковой миниатюры, воссоздавших образы фольклорных героев. Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Изобразительные виды искусства. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Специфика художественного изображения. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Средства художественной выразительности.

Диалог об искусстве. Разработка фольклорной темы мастерами отечественной культуры. Воздействие народного искусства на творчество мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и книжной графики. Традиция празднования на Руси предновогодья (Святки), связанная с ожиданием фантастических превращений и необычных событий.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Схематичные зарисовки пропорций головы, лица», «Изображение атрибутов, предметов, дополняющих характеристику фольклорного героя».

Творческое задание с использованием средств выразительности живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства в передаче сказочности фольклорного героя.

Материалы: бумага, акварель, гуашь (по выбору)

Советы мастера. Подведение итогов

МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В ИСКУССТВЕ

Тема 7.Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота

18. Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом

Восприятие произведений живописи (Б. Н. Поморцев), графики (Б. Л. Непомнящий, А. Бородин) и фотографий, воспроизводящих памятники древнерусского зодчества.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Храмовое зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре. Архитектурный образ.

Диалог об искусстве. Русский Север — край уникальных домов-комплексов. Особенности конструкции северных домов-комплексов в Кижах. Единение деревянных построек с ландшафтом. Культовые памятники русского деревянного зодчества.

Творческое задание с использованием средств языка графики.

Материалы: простой карандаш, цветные мелки, фломастер, белая или тонированная бумага.

Советы мастера. Подведение итогов

19—20. Изба — творение русских мастеров –древоделов

Восприятие произведений живописи (А. П. Бубнов) и фотографий, воспроизводящих постройки деревянного древнерусского зодчества.

Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре. Архитектурный образ.

Диалог об искусстве. Традиции плотницкого мастерства на Руси. Роль природных условий в характере деревянных построек на Руси. Конструктивные и художественные особенности русской избы. Отражение мировосприятия природы в названиях деталей крыши.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Инструмент плотника», «Самцовая (безгвоздевая) крыша», «Конструирование избы из бумаги», «Технология рубки дома» Творческое задание с учётом принципов конструирования и постройки крестьянского подворья силами «плотницкой артели».

Материалы: карандаш, фломастер, тонированная бумага, ножницы, кисточка, клей.

Советы мастера. Подведение итогов

21. Изба — модель мироздания

Восприятие примеров декоративного убранства (наличник светёлки, фрагмент лобовой доски, балкон, причелина и т. п.) в облике деревянных домов разных регионов России на фотографиях и в произведениях графики по мотивам деревянной архитектуры (А. И. Мурычёв, С. М. Никиреев), представленных в учебнике.

Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Архитектурный образ. Семантика образа в народном искусстве. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.

Диалог об искусстве. Расположение декоративных украшений на фасаде дома. Признаки «очеловечивания» в облике избы. Красота и пластическая выразительность рельефных изображений на домах нижегородской области. Знаки-символы в домовой резьбе. Творческое задание с использованием художественных графических средств. Материалы: простой и цветные карандаши, фломастер. Подведение итогов

22. Лад народной жизни и образы его в искусстве. Традиции и современность

Воспринимать произведения живописи (Х. А. Якупов, А. Ф. Лутфуллин, О. А. Вуколов), графики (Н. В. Ратковская), народного мастера из Палеха (Б. М. Ермолаев), запечатлевших сцены традиционного и современного уклада семейной жизни, а также декоративного убранства зданий Томска, представленных на фотографиях, включённых в учебник.

Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Традиционный и современный уклад жизни, отражённый в искусстве. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Архитектурный образ.

Диалог об искусстве. Образ лада в труде, доме и семье — нравственный идеал народа России. Сохранение и развитие традиций декоративного убранства крестьянского дома.

Творческое задание с использованием средств выразительности декоративно-прикладного искусства.

Материалы: ножницы, бумага, клей. Советы мастера. Подведение итогов

Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств

23. Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка»

Восприятие эскизов декорации и костюмов к опере-сказке «Снегурочка», выполненных В. М. Васнецовым.

Основные содержательные линии. Изображения в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Исторические, мифологические, библейские темы в изобразительном искусстве.

Диалог об искусстве. Отражение картины мира в росписи палат Берендея. Отражение особенностей национального русского орнамента в росписи дворца, в облике слободки Берендеевки, в театральном костюме героев. Особенности восприятия зрителем театральной декорации.

Творческое задание с использованием живописных средств художественной выразительности. Советы мастера. Материалы: живописные материалы по выбору.

Подведение итогов. 24—25. Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «Снегурочка»

Восприятие эскизов костюмов персонажей к опере-сказке Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» В. М. Васнецова и к опере-сказке Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» И. Я. Билибина, других художников.

Основные содержательные линии. Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре.

Диалог об искусстве. Своеобразие образной характеристики сказочных персонажей в эскизах театральных костюмов, выполненных В. М. Васнецовым, И. Я. Билибиным. Роль орнамента и цветового решения в разработке театрального костюма. Особенности восприятия зрителем эскизов театральных костюмов разных художников.

Творческое задание с использованием живописных средств художественной выразительности.

Советы мастера. Материалы: карандаши, фломастеры, чёрная тушь, цветные мелки.

Подведение итогов

Тема 9. Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни

26. Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве

Восприятие живописных произведений отечественных художников XIX–XX вв. В. И. Сурикова, Б. М. Кустодиева, К. Е. Маковского, С. Ю. Судейкина, Ф. В. Сычкова, С. Л. Кожина, в которых отражены традиции масленичных гуляний.

Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве.

Диалог об искусстве. Изображение человека и праздничных действий в момент масленичных гуляний на картинах художников. Способы передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников-живописцев.

Творческое задание с использованием художественных выразительных средств живописи и народного и декоративно-прикладного искусства.

Советы мастера. Материалы: живописные материалы по выбору.

ОБРАЗ ЕДИНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ В ИСКУССТВЕ

Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа

29. Животные — братья наши меньшие

Восприятие изображений животных в произведениях декоративно-прикладного искусства, рельефах архитектурных сооружений Древнего мира, в скульптуре и живописи XVII—XVIII в. и произведениях современных художников-анималистов.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представ