Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рабочая программа учебного предмета

 

«Изобразительное искусство»

(наименование учебного предмета)

 

Базовый уровень, начальное общее образование, IV  классы

(уровень   образования)

 

34  часов

(количество часов, отводимых на  реализацию программы)

 

Гардер Илона Анатольевна, учитель изобразительного искусства

 

Югорск, 2016 г.

 

Паспорт

Рабочей программы

 

Наименование пункта

Содержание пункта

  1.  

Название программы

«Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Шпикаловой Т.Я

  1.  

Авторы учебника, учебно-методического комплекса, название  учебника, год издания

.Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 4 кл. ОАО "Издательство" Просвещение, 2014

  1.  

Реализует требований  ФГОС НОО

 

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки  РФ от 31.12.2015г. № 1576);

  1.  

Общие цели  рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса

Восприятие эстетических чувств, интерес к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.

Развитие воображения, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

  1.  

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане  

34 часа, из них 4 часа  на нетрадиционные уроки ., а именно: 1 час – проект, 1 час – исследование, 1 час – экскурсия, 1 час – контрольная работа по изо итоговая работа  в конце года. Их них- 4 часа на региональный компонент.

  1.  

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

34

  1.  

Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении  реализуется Рабочая программа

Итоговая форма - участие в выставках и конкурсах рисунков

уроки-путешествия, урок- экскурсия, урок-комбинированный, урок- погружение, нетрадиционные уроки, на уроках- парная, групповая, коллективная, индивидуальная форма

контроль в виде  выставок и конкурсов рисунков

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ученик научится:

• понимать особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полхово-майданской игрушки;

•  применять способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.);

• узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

• применять разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);

•  определять  взаимосвязь красоты и пользы в образе художественной вещи;

• рассуждать о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;

• определять  правила безопасности при работе ручными инструментами;

• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий

Ученик  получить возможность научиться:

-применять полученные знания  для эстетической оценки явлений окружающего мира;

-воспринимать произведения искусства и высказывания суждений о них;

-учувствовать  в   культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;

-сохранять памятники истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к природе.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребенка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. 

Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Личностные результаты:

1)Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических ценностных ориентаций;

2)Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)Овладевание начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающимся мире;

5)Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7)Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8)Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9)Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные  результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее  —  ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10)  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

1) Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Виды художественной деятельности .Восприятие произведений искусства.

Особенности художественного творчества : художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства.

Рисунок.

Материалы для рисунка:  карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве.: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.

Живопись.

Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет- основа языка живописи. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура.

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.  Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа(пластилин, глина-  раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем- основа языка скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн.

Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа( пластилин – раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон -  сгибание, вырезание).

Декоративно – прикладное искусство.

Истоки декоративно – прикладного искусства и его роль в жизни человека.  Понятие о синтетическом характере народной культуры(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма, музыка, песни, хороводы, былины, сказки.) Образ человека в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте. , отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и д- п и. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Азбука искусства

Композиция.

Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе- больше, дальше – меньше, загораживание. Роль контраста   в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр. Главное и второстепенное. Симметрия и ассиметрия.

Цвет.

Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.  Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия.

Многообразие линий(тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие( и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно, и  художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма.

Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация формы. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем.

Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм.

Виды ритма(спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке.  Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве.

Значимые темы  искусства.  О чем говорит искусство?

Земля - наш общий дом.

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного  искусства, изображающих природу. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. Образ человека в искусстве разных народов.

Родина моя – Россия.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Связь изобразительного искусства с музыкой, с песней, хороводом; былиной, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения.

Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие. И т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту.

Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств  для создания проектов красивых, удобных  и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно – творческой деятельности.

Участие в различных видах изобразительной, декоративно – прикладной и художественно – конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, дпи. Изображение с натуры, по памяти и воображению( натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения)

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение  элементарными навыками лепки и бумагопластики.

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформулированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, Учебно – творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально- ценностное отношение к миру  и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании  , декоративно – прикладном искусстве.

 

Региональный компонент в программе.

Перед всем человечеством стоит глобальная проблема сохранения малочисленных народов, их культуры. Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках в том случае, если приобщать и формировать интерес к ней у подрастающего поколения.

Большие возможности разрешения проблемы приобщения к национальной культуре коренных народов содержит изобразительное искусство, которое в цикле учебных предметов занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, воспитывающего, развивающего влияния на учащихся, так как именно художественное образования – это формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Включение элементов национального творчества обско-угорских народов в программный материал по изобразительному искусству предполагает повышение историко-культурного уровня учащихся, создает атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Севера, а сравнительный анализ культуры обских угров с культурой других народов, проживающих в регионе, и культурой России дает наиболее широкое представление о своей большой и малой Родине.

Опираясь на методическое пособие Банников В.Н. Устенко Л.Н. Изобразительное искусство в школе. Региональный компонент ,г. Ханты- Мансийск, 2007 год.        В пособии рассматриваются вопросы: методического обеспечения процесса обучения изобразительному искусству – поурочное планирование 5-7 классов с учетом региональных особенностей Югорского края, культуры обско-угорских народов, культуры России; предлагаются образовательные стандарты образовательной области «Искусство» (начальная школа (1-4 класс).

Включение элементов национального творчества обско-угорских народов в программный материал по изобразительному искусству предполагает повышение историко-культурного уровня учащихся, создает атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре наро­дов Севера, а сравнительный анализ культуры обских угров с культурой других народов, проживающих в регионе и культурой России дает наиболее широкое представление о своей большой и малой Родине..

В начальной школе,  мы отводим во 2 классе – 3 часа, в 4 классе – 4 часа на региональный компонент под общей рубрикой «Узоры ХМАО».

В связи с принятием Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О региональном (национально-региональном) компоненте государственного стандарта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 16 марта 2005г.),  для внедрения регионального компонента рекомендована программа «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 класс), «Изобразительное искусство» (5-9 класс) авторский коллектив под научным руководством Т.Я.Шпикаловой,  интегрирующая изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство. Данная программа, не нарушая системы обучения, позволяет вписать в нее региональные образовательные стандарты национально-регионального компонента, в рамках преемственной системы этнохудожественного образования. Предлагаемые в программно-методическом пособии модули и темы согласуются с блоками и темами рекомендуемой программы.

    Институт повышения квалификации и развития регионального образования рекомендует, в рамках внедрения национально-регионального компонента,   организацию учебных занятий «Изобразительное искусство» по программе авторского коллектива Т.Я.Шпикаловой, с приобретением необходимого программно-методического сопровождения. С 2006 года данная программа и учебно-методические материалы к ней внесены в Федеральный перечень программного обеспечения учебного процесса.

 

Тематическое планирование

 по изобразительному искусству для 4 класса

Тема года. «Вечные и любимые образы в искусстве».

№ п/п

Тема урока

Дата

Виды контроля

план

факт

1.

Целый мир от красоты.

Образ пространства в искусстве.

12.09

Входящий контроль

Самостоятельная творческая работа

2

Дерево жизни – символ мироздания

12.09

 

Самостоятельная творческая работа

3.

Мой край родной – моя земля

Пейзаж

19.09

 

Сообщение о городецкой росписи, иллюстрации растительных мотивов

4.

Цветущее древо-символ жизни. Городецкая роспись

26.09

 

Иллюстрации городецких птиц

5.

Птицы –символ счастья и добра и света

3.10

 

Самостоятельная творческая работа

6.

Конь- символ солнца, плодородия и добра.

Урок- экскурсия.

10.10

 

Текущий контроль

Самостоятельная творческая работа

7.

Связь поколений в традиции Городца. Панно

17.10

 

текущий

групповая работа

8.

Знатна русская земля своими мастерами. Портрет

24.10

 

Текущий контроль

Самостоятельная творческая работа

9.

Обобщающий урок

-31.10--

 

Итоговый контроль

 

10.

Вольный ветер – дыхание земли

14.11

 

Текущий контроль

 

11.

Движение – жизни течение

 

21.11

 

Текущий контроль

12.

Осенние метаморфозы. Композиция пейзажа.

28.11

 

Текущий контроль

Семейные фотографии

13.

Родословное древо-древо жизни, памяти и связь поколений.

5.12

 

Иллюстрации старинной мужской одежды

14.

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди

12.12

 

Найти в детских книгах образы персонажей к сказке «Двенадцать месяцев»

15.

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди

19.12

 

Новогодние открытки

16.

Новогодние импровизации

26.12

 

Текущий контроль

17.

Зимние фантазии. Наброски и зарисовки. Колорит

16.01

 

Текущий контроль

18 .

Зимние картины. Сюжетная композиция.

23.01

 

Фронтальный опрос

текущий

19.

Ожившие вещи. Натюрморт в графике

30.01

 

Творческая самостоятельная работа

 

20.

Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт.

6.02

 

Текущий контроль

 Творческая самостоятельная работа

 

21.

Русское поле. Бородино. Да, были люди в наше время

13.02

 

Текущий контроль

 Творческая самостоятельная работа

 

22.

Недаром помнит вся Россия про день Бородина…

20.02

 

Текущий контроль

 Творческая самостоятельная работа

 

23

.

Образ мира в народном костюме. Образы- символы. Орнамент.

Урок- исследование

27.02

 

Текущий контроль

 Творческая самостоятельная работа

 

24.

Народная расписная картинка – лубок

Потешные листы

6.03

 

Текущий контроль

 Творческая самостоятельная работа

 

25

Потешные листы. Урок – проект.

13.03

 

Работа в парах

26.

Обобщающий урок.

20.03

 

Итоговый контроль

выставка рисунков

участие в конкурсах рисунков

 

27.

краев

Вода – живительная стихия. Плакат.

  «Сохраним Югру »..

Региональный компонент.

3.04

 

Текущий

 Самостоятельная творческая работа

 

28.

краев

Повернись к мирозданью! Плакат. Коллаж.Региональный компонент.

Продолжение работы над плакатом.

 

10.04

 

Самостоятельная творческая работа

29.

краев

За весной, красой природы, лето красное придёт

Русский мотив. Весенний пейзаж.

Выполнить композицию  весеннего праздника народов ХМАО. Праздник трясогузки. Региональный компонент.

17.04

 

Текущий контроль

30.

краев

Русский мотив. Весенний пейзаж. Выполнение эскизов костюмов к празднику трясогузки.

Региональный компонент.

24.10

 

Текущий контроль

31.

День Победы.

8.05

 

Текущий контроль

Опережающее задание- приготовить сообщения о разных медаль

32.

Медальное искусство.

 

15.05

 

Самостоятельная творческая работа, текущий

33.

Затейливый узор  по ганчу.

 

22.05

 

Самостоятельная  творческая работа

индивидуальный контроль текущий

34.

внеуроч

Затейливый узор  по ганчу. Итоговый урок. Обобщение.

 

29.05

 

работа в группах

урок- проект

итоговый контроль

 

Итого : 34   часа