Меню сайта

Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Интеграция внеурочной и урочной деятельности в нашем образовательном учреждении на уроках изобразительного искусства

В связи с переходом на ФГОС изменяются требования к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное обновление форм, методов и содержания образования.

В современной общеобразовательной школе существует ярко выраженное противоречие, кроющееся в содержании учебно-воспитательного процесса: обязательное освоение федерального государственного образовательного стандарта, ориентирующего педагогов, с одной стороны, на достижение школьниками обязательных результатов обучения и, с другой – на свободное творческое развитие личности ребёнка.

Поэтому возникла необходимость актуализировать педагогической опыт, который позволил формировать ключевые компетентности через интеграцию урочных и внеурочных занятий школьников.

Ещё А.С. Макаренко мечтал о создании системы, предметом которой стало бы воспитание «неразложимого человека»: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетической суммой влияний, которым он подвергается».

Это актуально и сегодня. Наиболее явным на сегодняшний день является требование к возможности человека мобильно переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро и успешно овладевать новыми знаниями, умениями, способами действий. Такого результата можно добиться средством интеграция в обучении, который подразумевает под собой процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка

Процесс интеграции – соединение, восстановление, представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости; сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Цель опыта: разработка модели создания единого образовательного пространства через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, способствующей реализации системно-деятельностного подхода для успешного развития и социализации обучающихся.

Задачи представляемого опыта работы:

  • Систематизировать и разработать приёмы для вовлечения и развития творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

В результате реализации данного опыта будет обеспечено:

  • повышение качества обучения в школе;
  • повышение роли индивидуальных достижений в развитии учащихся;
  • повышение степени удовлетворения социальных потребностей.

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

  • внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.д. внутри отдельных предметов;
  • межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  • транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. В ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Интегративная модель организации внеурочной деятельности позволяет обеспечить целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного и воспитательного процесса.

Мною на уроках изобразительного искусства реализуется творческая и культурная деятельность учащихся, которые формулируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях. На занятиях воспитывается чувство товарищества, взаимопомощь. Через участие в конкурсах формируется стремление побеждать и достойно относиться к поражениям,  самокритика, умение анализировать, что может быть основой для становления личности лидера. При участии в праздниках формируется и коммуникативная составляющая. На основе проектной деятельности наиболее интенсивно формируются и познавательные, и регулятивные универсальные учебные действия учащихся.

Каждому ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. Поэтому важно формировать у детей социальную компетентность: научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи.

Достижения учащихся, за текущий учебный год по изобразительному искусству – результат формирования социальной компетентности.

Таблица 1. Результаты участия в конкурсах

Всего конкурсов

Всего участников

Всего победителей

1 места

2 места

3 места

23

239

122

29

21

72

Муниципальный уровень

 

39

9

5

25

региональный

 

58

12

8

38

всероссийский

 

17

6

3

8

международный

 

8

2

5

1

Таблица 2. Результаты проектной деятельности

 

Всего проектов

Всего участников

Всего победителей

1 места

2 места

3 места

Научно-практическая конференция

4

5

2

-

1

1

Проекты по предмету

2

14

2

2

-

-

итого

6

19

4

2

1

1

Таблица 3. Результаты участия в предметных олимпиадах

 

Всего олимпиад

 

Всего участников

Всего победителей

1 места

2 места

3 места

очно

 

2

17

10

3

4

3

заочно

3

24

16

6

4

6

итого

5

41

26

9

8

9

Интегративная деятельность в учебном процессе состоит в том, что все темы уроков переходят во внеурочную деятельность, образуя единое целое. Так, урок может стать основой для проектной деятельности, для организации выставки или конкурса рисунков. Нередким явлением в профессиональной деятельности являются уроки-экскурсии (сотрудничество с музеем, с библиотекой), уроки-праздники (межпредметная интеграция в параллельных классах), уроки-акции. Ярким событием оказывает урок в день самоуправления в школе, когда организуется в совместной деятельности учителя и учащегося подготовка к проведению учебного занятия.

Рассмотрим подробнее конкретные примеры интеграции учебной и внеурочной деятельности. В 9 классах уроки «Мой город», «Размышления на листе» проходили в новой для нас технике – рисовании шоколадом. Лукина Мария, ученица 9 а класса в 2015-2016 учебном году настолько заинтересовалась возможностями рисования шоколадом, что все это отразилось в проекте на тему «Сказкотерапия шоколадом» Было выполнено 9 работ, и прошла защита на научно-практической конференции на муниципальном уровне, результатом которой стал диплом III степени.

Также в программе 6–7 классов по изобразительному искусству есть тема «Рисование под музыку». Савельева Катя, ученица 7 в класса решила оформить проектную работу по данной теме. Результатом ее деятельности стал диплом II степени, также полученный в ходе защиты в научно-практической конференции в 2016 году.

В программах 5, 7–9 классов имеется сквозная тема «Маски». Несколько учащихся не ограничились знаниями, полученными на уроке, и решили более глубоко изучить и своими руками слепить маски. В этом 2015-2016 учебном году эти уроки с их творческими работами были реализованы в проекте «Маски народов Севера». Было выполнено 12  масок в технике папье-маше, которые на муниципальном конкурсе «Одаренные дети» были оценены дипломом I степени.

В рамках ознакомления блока декоративно-прикладного искусства и регионального компонента на уроках изо в 5–х классах мы изучали орнамент и животных народов Севера. Тема урока у нас очень быстро перешла в творческий проект с ученицами 5-х классов. Группа из нескольких учениц детально изучили особенности и очень тщательно и ответственно выполнили эти рисунки на деревянной круглой форме, и получился проект на тему «Деревянная роспись по мотивам рисунков народов Севера». Это был тематический комплект из 7 предметов.

Внеурочная деятельность не может быть без экскурсий в городской краеведческий музей. Так, например, для урока в 3 классе по теме «Древнерусская одежда. Женский сарафан» было необходимо посещение музея. В 4 классе к занятию по теме «Украшение город: фонари» и в 5 классе по теме «Интерьер русского деревянного дома 12-16 века» был организован просмотр экспозиции в музее, после чего учащиеся создавали свои творческие работы.

2015-2016 учебный год в нашем регионе посвящен юбилейной дате, Ханты-Мансийскому автономному округу 85 лет. В рамках этого праздника на уроках мы изучали много тем, они были в программе, но я вышла за рамки урока и пошла шире простой интеграции, все это постаралась воплотить во внеурочной деятельности: был разработан и проведен Праздник. Данное мероприятие создается большим коллективом на основе взаимосвязи нескольких видов искусств: театр, музыка, литература и другие. В конце учебного года на сцене Лицея в актовом зале с 5 а классом было показано представление «Легенды народов Севера». Здесь были использованы и наши маски, выполненные детьми 7 классов, и сшитый украшенный бубен, над которым работали 6 классы, использован комплект из деревянных форм - сувениры 5 классов. Дети сами учили текст, сочинили танец: вот венец интеграции урочной и неурочной деятельности.

Однако наша деятельность имела дальнейшие перспективы. С 5 а классом мы реализовали социальный проект «Игры народов Севера». Изучили разные игры, отработали их, придумали инвентарь, напечатали буклет и реализовали проект класса. В конце мая мы в течении всего учебного дня на каждой перемене играли в эти игры с детьми начальной школы. И организаторы, и участники были с интересом вовлечены в эту деятельность.

Активное участие во всех олимпиадах по ИЗО и МХК тоже говорит о работе внеурочных занятий по предмету. Результаты по конкурсам и олимпиадам представлены выше в таблице 3.

Без участия в акциях учителю по изобразительному искусству просто не обойтись, художник всегда имел социально значимую и активную жизненную позицию, поэтому мы с детьми никогда не пропускаем акции и активно в них участвуем с рисунками и плакатами.

В этом учебном году в стенах Лицея был проведен «Фестиваль науки» и мы, художники, приняли активное участие в нем – нарисовали портрет ученого. Нам захотелось самим организовать такое же мероприятие: Фестиваль искусств.

Чтобы достичь высоких результатов в образовании подрастающего поколения, необходимо учителю и самому развиваться, совершенствоваться, узнавать новое и пробовать новые техники в своей профессиональной деятельности, поэтому мной постоянно посещаются семинары, фестивали, курсы. Сама также готова делиться своим опытом. В 2015-2016 учебном году были проведены два мастер-класса для родителей и учителей. В рамках семинара-практикума в Детской художественной школе было выступление по работе в школе в рамках регионального компонента. Нельзя обойтись и без участия в методических конкурсах.

  1. VII международный конкурс педагогического мастерства «Психология и педагогика: вчера, сегодня и завтра»: Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность (октябрь 2015) – диплом I степени, награждена медалью.
  2. Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогических работников общеобразовательных организаций в области разработки инновационных технологий «Лучшая авторская разработка» – диплом победителя I степени (ИрНИТУ, март 2016).
  3. Диплом за предоставление опыта профессиональной деятельности по теме: «Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей учащихся» в педагогическом сообществе в рамках городской педагогической гостиной: Семинар-практикум «Развитие национально-регионального компонента в образовательной среде», март 2016.

Однако при всем большом опыте и многочисленных разработках по теме «Интеграция учебной и внеурочной деятельности» есть перспективы для дальнейшего развития темы. Как было выше сказано, в планах остается организация такого урока, который воплотится в фестиваль Искусств. И мы уже начали путь к достижению поставленной цели. Эмблема нашего Фестиваля уже придумана детьми, осталось его реализовать.

Категория: Мои статьи | Добавил: garderilona (17.12.2016)
Просмотров: 235 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar